Пн-сб: 10:00—20:00; вс: 12:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vkontakte email

Сергей Столяров: Звездная роль, расплата за добрые дела и единственная любовь

Семья и детские годы Сергея Столярова

Родился будущий Садко в 1911 г. в деревне Беззубово Тульской губернии. Его родителями были Дмитрий Иванович и Наталья Ивановна Столяровы. Кроме юного Сережи у родителей было еще четверо детей.

image

Семейство будущего актера было небогатым, однако трудолюбивым. С началом Первой мировой войны на военную службу был призван один состоятельный крестьянин из Беззубово. Не желая идти воевать, он предложил отдать свою избу со всем добром тому, кто отправится на войну вместо него. Чтобы обеспечить семью, Дмитрий Иванович Столяров согласился на это предложение и отправился на фронт, откуда уже не вернулся домой.

Благодаря «подарку» богатого односельчанина Столяровы еще некоторое время после гибели главы семьи жили в достатке. Но с началом революции и приходом к власти коммунистов семья оказалась на грани голодной смерти. Дело в том, что завистливые односельчане донесли на Наталью Ивановну, и в рамках раскулачивания у семьи отобрали в буквальном смысле абсолютно все, оставив умирать с голоду.

Чтобы спасти детей, Сергея с братом (как самых старших) мать отправила «зайцами» в Ташкент, где в то время было лучше с продовольствием.

Долгий путь к мечте

Недалеко от Тульской губернии, в с. Беззубово 4 июля (по старому календарю) 1911 года появился на свет малыш. Его нарекли Сергеем. Кроме него родители воспитывали четверых детишек. Отец следил за лесопосадочными работами, ухаживал за лесными культурами и осуществлял различную хозяйственную деятельность. Храбро воевал в начале Первой мировой войны, но вернуться домой солдату было не суждено.

Прокормить ораву ребятишек, матери было не легко. Тогда бабушка Столярова предложила ей отправить мальчишек в Узбекистан. Вернее, в Ташкент, где было больше возможностей заработать на еду и одежду. По дороге с Сергеем случилась беда. Он заразился тифом и попал в больницу (г.Курск). Братья решили продолжить путь.

image Сергей Столяров в кадре из фильма «Аэроград», 1935 год

Через несколько месяцев подросток выздоровел. Медицинский персонал обратился к администрации детского дома с просьбой приютить мальчика. Именно там Столяров впервые вышел на любительскую сцену. Родившаяся мечта стать профессиональным актером не покидала Сергея ни на минуту.

Но суровая действительность диктовала свои условия. Парень был вынужден подать документы в ремесленное училище. Выбранные специальности – машинист и слесарь, были востребованы. Юношу без проблем зачислили в штат железнодорожного депо. В свободное от работы время перенимал актерский опыт в студии А. Дикого при Доме ученых.

Курский детский дом

Однако до заветного хлебного города Сергей Столяров так и не добрался. По дороге мальчик заразился тифом. Когда его состояние стало очень тяжелым, брат со спутниками сошли в Курске и подбросили его под двери местной больницы, а сами поехали дальше. Так поступить им пришлось, поскольку в то время, если у больного были хоть какие-то родственники, его не клали в больницу, а отправляли домой.

Несмотря на тяжелое состояние, благодаря сильному организму и заботе врачей парню удалось победить болезнь. Однако позже ему пришлось еще какое-то время жить в больнице, пока его не распределили в местный детский дом.

Сергею Столярову пришлось на своем опыте испытать, как непросто жить без семьи в приюте, к тому же в голодные годы Гражданской войны. К счастью для него, один из воспитателей организовал в детском доме драматический кружок. Для голодных, фактически голых обитателей этого места постановка спектаклей стала единственной отрадой, а Сергей Столяров благодаря участию в кружке навсегда полюбил театр.

Личная жизнь

Единственной женой актера была Ольга Борисовна Константинова. С ней юноша познакомился в театре. Девушка, происходившая из купеческой семьи, тоже увлекалась лицедейством. Профессию она осваивала в студии Ю.А. Завадского.

image

С женой Ольгой

Свадьба состоялась в 1934 году, а в 1937 у пары родился сын Кирилл. Очевидцы вспоминали, что известный артист был замечательным отцом и мужем. Видимо детдомовское детство научило его ценить домашний уют.

image

С женой и сыном

Наследник, как и его родители, выбрал для себя профессию артиста. Он успел сняться с отцом в нескольких фильмах. Внук Сергея Дмитриевича, Сергей Кириллович, родившийся в 1962, пошел по стопам деда и отца, продолжив актерскую династию.

От машиниста до артиста

Когда мальчишка подрос, его отправили учиться в Москву. Он выбрал себе профессию машиниста и поступил в Первое ремесленное училище. В те годы водить поезд было очень престижным занятием, особенно для беспризорника из крестьянской семьи.

После окончания учебы, отработав положенный срок в депо Киевской железной дороги, Сергей Столяров решил попытать счастья и подал документы на поступление в театральную студию Алексея Дикого. Из 500 кандидатов лишь двоих приняли на учебу. Столяров был одним из этих счастливцев.

image

После студии начинающий артист продолжил учебу в Театральной школе Пролеткульта, а после ее окончания был приглашен на работу во МХАТ. Здесь талант двадцатилетнего Столярова оценили и часто давали ему роли в постановках. Хотя они и были небольшими, но для юноши это было счастьем — играть на одной сцене с настоящими театральными звездами.

После 2 лет во МХАТе Сергей Столяров (фото — ниже) перешел в Центральный академический театр Российской армии, а в начале 40-х гг. служил в Театре имени Моссовета. В 1944 г. артист сменил еще одно место работы и стал работать в Театре-студии киноактера, где и остался до конца своих дней.

Творчество, опала и звездная роль, вернувшая близких

В конце 20-х продолжил учебу в театр. школе Пролеткульта. В 1932-м году одаренного актера пригласили в МХАТ. Через пару лет Столяров влился в коллектив ЦТКА. В военное время служил в Театре им. Моссовета, далее в Театре-студии киноактера.

В июле 1941-го года Столяров пришел в военкомат и записался добровольцем. Вскоре его отозвали, сославшись на производственную необходимость. Некоторое время вместе с семьей жил в Алма-Ате. Служил в местном театре и смог поставить постановку «Русские люди». Вырученные деньги (почти 14 000 рублей), актер перечислил на построение танка. Сталин, узнав об этом, отправил телеграмму, где благодарил Сергея Дмитриевича и его соратников.

Сергей Столяров, Джим Паттерсон и Любовь Орлова в кадре из х/ф «Цирк», 1936 год

Несмотря на невероятную популярность, попал в немилость и список неблагонадежных. Актер не мог оставаться в стороне, когда его товарищей несправедливо обвиняли в измене Родине. Чиновники советовали не вмешиваться, грозили испортить карьеру. Несмотря на это, режиссеры приглашали обаятельного красавца в свои картины.

Всесоюзная популярность настигла Сергея Дмитриевича после выхода на экраны х/ф «Цирк». Во всех городах установили афиши, на которых был изображен статный красавец. Когда В. Мухиной поручили создать скульптуру «Рабочий и колхозница», за основу она взяла образ Сергея Столярова. Кроме этого, роль Мартынова помогла актеру найти маму и брата Романа. Целых 18 лет актер искал своих близких.

Всего в кинокопилке одаренного актера около 30 ролей (+ к вышеперечисленным): летчик Глушак – «Аэроград», капитан-лейтенант – «Моряки», водолаз – «Гибель «Орла», Никита Кожемяка – «Кащей Бессмертный», денщик – «Старинный водевиль», Садко – «Садко», Алеша Попович – «Илья Муромец», командир подводной лодки – «Тайна двух океанов», отец Мити – «Повесть о первой любви», летчик-испытатель «Им было девятнадцать…», акционер – «Год, как жизнь» и др. Последний раз участвовал в съемках фантастики «Туманность Андромеды», главная роль Дара Ветера (1967 год).

Сергей Столяров и Алла Ларионова в кадре из х/ф «Садко», 1952 год

Первые роли в кино

Помимо таланта и приятного голоса, Столяров обладал еще и весьма красивой внешностью. Поэтому неудивительно, что вскоре его пригласили сниматься в кино.

Первые две картины с его участием («Космический рейс» и «Любовь и ненависть») ничего особенного собою не представляли, более того, в первой из них имя артиста даже не указали в титрах.

Зато благодаря им на Сергея Столярова обратил внимание мэтр украинского кино – Александр Довженко. Он пригласил актера сыграть одного из главных героев в ленте «Аэроград». Роль благородного летчика Владимира Глушака прославила молодого артиста. Кроме того, благодаря ей Сергей Столяров без проб получил главную роль в кинокомедии «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.

В зените славы

В 1953 году на экраны вышел фильм с участием Сергея Столярова «Садко», получивший на Венецианском фестивале первую премию. Так актер, которого на этот фестиваль не командировали по чисто идеологическим соображениям, приобрел еще и международную известность. Французский журнал «Синема» через год включил Столярова – единственного представителя Советского Союза — в список ярких актеров мирового кинематографа, среди которых были Гарольд Ллойд, Чарли Чаплин, Роберт Тейлор, Бастер Китон. Сам актер к этому относился с некоторой долей юмора, считая, что в этом списке должен быть не он, а такие мэтры, как Симонов, Черкасов, Бабочкин.

50-е годы ознаменовались выходом еще двух кинокартин. Это были «Тайна двух океанов» и «Илья Муромец», вошедший в Книгу рекордов Гиннесса за количественный показатель массовки (1100 лошадей и 106 000 солдат-статистов).

В 60-е годы карьера киноактера пошла несколько на спад; на экраны страны с участием Столярова вышли лишь две картины: «Человек меняет кожу» и «Туманность Андромеды», ставшая последней в его актерской судьбе. Здоровье Столярова подорвал скандал, связанный с обвинением последнего в недостаточном участии в театральных постановках. За это он и его супруга были уволены из театра.

Как кинолента «Цирк» поставила на артисте клеймо «неблагонадежный»

В те годы сниматься у Григория Александрова, тем более в главной роли, было невероятной удачей. Ведь его кинокомедии любил сам Сталин, что сулило огромное количество наград и материальных благ. Однако Сергею Столярову «Цирк» не принес всего этого, несмотря на всенародную любовь.

Дело в том, что перед премьерой артист узнал, что на афише указаны имена всего нескольких актеров, работа остальной съемочной группы осталась за кадром. Это было сделано Григорьевым нарочно, чтобы ограничить количество претендентов-конкурентов на престижные премии, которые сулил этот кинофильм. В качестве протеста Столяров отказался идти на премьеру, что в те годы было делом неслыханным.

За своевольный поступок актера уволили из «Мосфильма», а в его личном деле появилась запись о неблагонадежности, а также запрет на выезд на зарубежные гастроли.

Возможно, поступок Столярова имел бы и более серьезные для него последствия, ведь на дворе были 30-е гг., но благодаря роли Мартынова в «Цирке» артист стал идеалом советского мужчины нового поколения, на которого начала равняться вся страна.

А когда создательница легендарной композиции «Рабочий и колхозница» Вера Мухина придала рабочему черты именно Сергея Столярова, он превратился в легенду.

Отрывок, характеризующий Столяров, Сергей Кириллович

Доводы его были сжаты, просты и ясны. Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d’honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество. – Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение. – Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы. Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге. С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне. Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал. Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.

Герой народных былин и сказок

После скандала с комедией Григорьева найти работу во взрослом кино артисту было непросто. Поэтому он согласился сыграть витязя Руслана в экранизации сказочной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Амплуа славянского героя-богатыря после этой картины навсегда закрепилось за артистом. А когда великий советский сказочник Александр Роу снял его в «Василисе Прекрасной», для всей страны стал воплощением былинного героя из народа Сергей Столяров. Фильмы-сказки с его участием стали регулярно выходить на экраны и невероятно полюбились зрителям. После «Василисы Прекрасной» артист сыграл в еще одной картине Роу – «Кащее Бессмертном».

Хотя роли Ивана и Никиты Кожемяки превратили и без того известного артиста в культового, самому Сергею Дмитриевичу был тесно в рамках одного и того же образа. Пытаясь выйти за эти рамки, он больше никогда не снимался у Роу.

С началом Великой Отечественной войны артист ушел в ополчение. Но вскоре его вернули назад и вместе с семьей эвакуировали в Казахстан. Находясь в тылу, артист не переставал заботиться о своей стране. Он организовал сбор средств на покупку танка. Для этого Столяров поставил спектакль «Русские люди», с которым гастролировал по стране. Купленный на эти деньги танк был назван в честь спектакля, а за этот поступок был удостоен личной благодарности от Сталина Сергей Столяров.

Актер (биография его после истории с танком ставилась в пример всем деятелям культуры), овеянный славой, с окончанием войны вернулся в Москву. Чтобы сменить амплуа, следующим своим героем он выбрал ловкого пройдоху Фаддея из «Старинного водевиля». Эта роль, как и сама лента, была хорошее встречена публикой.

В последующие годы артист играл в картинах, рассказывающих о современности. А за кинофильм «Далеко от Москвы» он был удостоен Сталинской премии I степени.

Военный период жизни Столярова

После начала Великой Отечественной войны актер не смог остаться в стороне и записался добровольцем на фронт. Однако его, как и остальных коллег, отозвали, мотивируя принятое решение производственной необходимостью.

Осенью 1941 года Столяров с семьей и с «Мосфильмом» переезжали в Алма-Ату. По дороге в этот город имел место неприятный случай: были похищены все продуктовые карточки, что по тем временам обрекало человека на голодную смерть. Тогда Столяров, охотник по натуре, взял винтовку на киностудии и ушел в горы. Возвратился он через сутки с добычей – горным козлом впечатляющих размеров. Мяса хватило надолго, часть добычи даже была продана на ближайшем рынке, а часть выменяна у К. Симонова на новую пьесу «Русские люди», со временем поставленную Столяровым на сцене местного театра. Все средства от постановки актер направил в фонд обороны на танк, названный в честь спектакля «Русские люди». За этот поступок сам Сталин отблагодарил Столярова телеграммой, которую прислал в Алма-Ату.

Несмотря на свою узнаваемость и известность, Сергей Столяров жил достаточно скромно, не имея ни дачи, ни машины. Друзья его тоже относились к числу простых людей, не имевших отношения к миру искусства. Из актеров дружбу, продолжавшуюся всю жизнь, водил только с Борисом Бабочкиным.

К слову, Сергей Столяров являлся прообразом рабочего в известной скульптуре советских времен «Рабочий и колхозница». Именно с него лепила Мухина свое творение, хотя Столяров ей даже не позировал.

Сергей Столяров: биография после премьеры «Садко»

Как не пытался актер перестать для всех быть персонажем сказок, зрители все равно не переставали видеть в нем былинного героя. Поэтому в 1952 г. он согласился сыграть легендарного гусляра Садко в одноименной сказке Александра Птушко.

Эта картина снискала фантастическую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. Интересно, что из-за успеха ленты власти вынуждены были снять со Столярова статут невыездного, который он получил после скандала с «Цирком». Таким образом, артист объездил с «Садко» весь мир, а также единственный на тот момент среди всех советских артистов был внесен в список особо выдающихся деятелей культуры по версии журнала Cinema. Печально, но на родине артиста не отметили никак за его звездную роль.

Через 4 года Птушко снова пригласил Столярова сниматься в роли Алеши Поповича в «Илье Муромце».

Краткая биография

  • 1931 – окончание актерского факультета театральной школы Пролеткульта.
  • 1932 – Столярова принимают в состав труппы МХАТа.
  • 1934 – переход в Центральный театр Красной Армии.
  • 1935 – первая роль Сергея Столярова в кино. Он сыграл начальника старта в фильме «Космический рейс». Следующими были съемки в эпизоде кинофильма «Любовь и ненависть», где молодой артист появился в роли сына шахтера. И, наконец, первый заметный успех – сыграна роль летчика в картине Александра Довженко «Аэроград». Здесь его увидел режиссер Григорий Александров, задумавший снять музыкальную комедию «Цирк».

В фильме «Любовь и ненависть» (1935)

  • 1936 – роль Ивана Мартынова, с его песней «Широка страна моя родная», из «Цирка», принесла Столярову всесоюзную славу.
  • 1937 – на всемирной выставке в Париже, на павильоне, в котором выставлялись образцы достижений СССР, был установлен памятник «Рабочий и колхозница». Фигура рабочего создавалась скульптором Верой Мухиной с Сергея Дмитриевича.
  • 1938 – режиссеры В.П. Невежин и И.С. Никитченко сняли фильм-сказку «Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина. В главной мужской роли, богатыря Руслана, – Сергей Столяров.
  • 1939 – актер снялся в роли Ивана в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная». В военной картине «Моряки» исполнена роль командира подводной лодки, Александра Беляева.
  • 1940 – на экраны вышел художественный фильм «Гибель „Орла“», режиссера Василия Журавлева, где Столяров сыграл водолаза Чистякова. Актер переходит из ЦТКА в труппу театра им. Моссовета.
  • 1941 – с началом войны артист ушел в ополчение, но в конце года вернулся и уехал в эвакуацию, в г. Алма-Ату. В Казахстане Сергей Дмитриевич впервые выступил в качестве режиссера. Им был поставлен спектакль по пьесе К.М. Симонова «Русские люди». Вырученные за билеты деньги артисты передали для постройки танка, названного, как и пьеса, «Русские люди».
  • 1944 – в фильме-сказке А.А. Роу «Кащей Бессмертный» сыгран былинный Никита Кожемяка. Участие в съемках кинофильма «Иван Грозный». Однако кадры с участием актера не вошли в окончательный вариант картины. Столяров зачислен в штат Театра-студии киноактера.

В фильме «Кащей Бессмертный» (1944)

  • 1947 – в стремлении избавиться от героического амплуа, Сергей Столяров сыграл денщика, Фаддея Ивановича, в музыкальном фильме «Старинный водевиль».
  • 1950 – съемки в фильме «Далеко от Москвы», в роли начальника строительного участка А.И. Рогова. За это, в следующем году, актер получил Сталинскую премию.
  • 1952 – роль Садко в одноименном фильме-сказке А.Л. Птушко стала очередной удачей артиста. После получения картиной приза «Серебряный лев» на венецианском фестивале, Столяров стал известен далеко за пределами Советского Союза.
  • 1955 – Сергей Дмитриевич снова предстал в образе капитана подводной лодки. Его герой, Николай Воронцов, командовал субмариной «Пионер» в фантастико-приключенческой ленте «Тайна двух океанов».
  • 1956 – в СССР вышел первый отечественный широкоэкранный фильм «Илья Муромец». Столярову доверили сыграть в нем Алешу Поповича.
  • 1957 – присвоение почетного звания Заслуженного артиста РСФСР. В этом же году сыгран революционер в художественном фильме «Лично известен».

В фильме «Лично известен» (1957)

  • 1959 – съемки в двухсерийной картине «Человек меняет кожу», производства студии «Таджикфильм».
  • 1960 – роль летчика-испытателя и отца одного из героев в «Им было девятнадцать». Вместе с отцом в кинофильме сыграл его сын, Кирилл Сергеевич Столяров.
  • 1964 – съемки с сыном на студии «Казахфильм» в драме «Спроси свое сердце».
  • 1965 – в историческом кино о Карле Марксе «Год как жизнь», С.Д. Столярову досталась роль акционера Гелена. В фильме «Они не пройдут» сыгран Алексей Якимов.
  • 1967 – последняя актерская работа – Дар Ветер в фантастической кинокартине «Туманность Андромеды».

В фильме Туманность Андромеды» (1967)

  • 1969 – у Столярова обострилось заболевание, обнаруженное в 1968 году. 29.09.1969 Сергею Дмитриевичу присвоено звание Народного артиста РСФСР. Идет работа над сценарием фильма, который Столяров хочет снять после выздоровления. 9 декабря 1969 – Сергей Столяров скончался в больнице из-за лимфосаркомы. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
  • 1972 – Кирилл Сергеевич сыграл своего отца в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».
  • 2001 – на доме по адресу: г. Москва, пл. Победы, д.2, где жил народный артист, установлена памятная доска.
  • 2009 – в подмосковном поселке городского типа Серебряные Пруды открыт памятник Столярову С.Д.

Новые проекты артиста и его последние годы

После «Ильи Муромца» Сергей Дмитриевич сыграл еще несколько довольно интересных ролей в картинах «Тайна двух океанов», «Повесть о первой любви» и «Туманность Андромеды», которая стала его последней актерской работой на экране.

В последние годы артист получил «зеленый свет» на съемки кинофильма «Когда расходится туман» по своему сценарию. Однако закончить его так и не успел. Дело в том, что в конце 60-х у него обнаружили лимфосаркому, и полный сил и планов артист стал угасать. Умер всенародный любимец на руках сына Кирилла в больнице в декабре 1969 г.

Могила Столярова находится на Ваганьковском кладбище.

Смерть

В 1968 году Сергей Столяров стал жаловаться на ухудшение самочувствия. У актера начали опухать ноги, начала мучить одышка. Некоторое время Сергей Дмитриевич отмахивался от предложений обратиться к врачу, списывая все на возраст. Однако вскоре мужчина почувствовал себя совсем плохо. Диагноз врачей оказался неутешительным: актеру диагностировали рак. Онкологию позже назовут и причиной смерти Сергея Дмитриевича.

Когда Кирилл подрос, он тоже стал артистом, причем весьма успешным, хотя до славы отца ему было очень далеко. У них с Сергеем Дмитриевичем на протяжении всей жизни сохранились удивительно близкие отношения, и поэтому своего сына Кирилл назвал в честь отца – Сергеем. Также у него есть дочка Екатерина. Умер Кирилл Столяров в 2012 г. и похоронен рядом с отцом.

Сергей Столяров-младший

Младший из актерской династии Сергей Кириллович Столяров также начинал как актер. Он сыграл, например, в таких фильмах как «Первый парень», «Завтра была война».

Позже, как и отец, он освоил профессию телеведущего. Вел программу «Детский час», а затем работал режиссером нескольких телепрограмм, в том числе программы «Взгляд».

Сергей Столяров-младший

В нулевых Сергей Столяров ушел в бизнес. Сейчас он генеральный продюсер образовательного канала Школьник ТВ.

Своего легендарного деда он помнит по нескольким ярким воспоминаниям, одно из которых — рыбалка. Сергей Дмитриевич был заядлый рыбак и брал внука с собой. Его не стало, когда Сереже было 7 лет.

А вот однолюбом, как его дед и отец, Сергей Кириллович не оказался. Его третья жена Юлия преподает во ВГИКе.

Занимательные факты

  • Из-за того, что Сергей Столяров попал в детский дом в довольно юном возрасте, не имея документов, он точно не знал даты своего рождения, поэтому всегда праздновал его 1 ноября. Однако биографам артиста спустя годы удалось найти запись в церковной книге его родной деревни и выяснить, что он родился 17 июля.
  • При поступлении в студию Алексея Дикого будущий артист читал монолог Павла из пьесы Максима Горького «Мать».
  • Картина «Цирк» из-за развенчания культа Сталина была переделана и переозвучена. Большинство артистов еще раз озвучили самих себя. Однако Сергей Дмитриевич не мог принять участие в этом, поэтому его героя озвучил сын Кирилл.
  • После выхода «Цирка» артиста разыскала его родная мать, а также единственный оставшийся в живых брат Роман.
  • Через 11 лет после смерти артиста на соседнем с ним участке был похоронен Владимир Высоцкий.

Интересные факты из жизни Сергея Столярова

Сам придумал день рождения

Точной даты появления на свет Сережи Столярова никто не знал. Он родился в 1911 году в семье лесника Дмитрия Столярова. Спустя три года глава семейства отправился на Первую мировую войну, на полях которой и погиб. После октябрьской революции семья оказалась на грани нищеты и голода. Сыновей мать решила отправить в «город хлебный» Ташкент. Метрика Сергея затерялась, и он сам назначил день своего рождения — 1 ноября. Лишь в начале двухтысячных годов историкам удалось установить данные о правильной дате — 17 июля (или четвертое июля по старому стилю) 1911 года.

Станиславский поверил

Актерским искусством и театром юный Сережа Столяров увлекся в детском доме города Курска, куда попал, заболев брюшным тифом по дороге в Ташкент. Воспитатель создал в учреждении драмкружок, участие в котором с большой охотой принимал Столяров. Перебравшись в Москву в конце 20-х годов, будущий актер работал на Киевской железной дороге, посвящая свободное время занятиям в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актером Алексеем Диким. Здесь Столярову и посоветовали поступать во МХАТ. В 1932 году на приемных экзаменах в театр прочитанный им монолог Нила из горьковского «На дне» так впечатлил Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и Всеволода Мейерхольда, что театральные корифеи из 500(!) претендентов выбрали для зачисления именно Столярова.

«Неблагонадежный» кумир

Дебютом актера в кино считают роль летчика в фильме 1935 года «Аэроград» Александра Довженко. В эпизоде молодой актер сыграл так, что режиссер Григорий Александров без всяких проб пригласил его на главную роль атлета Ивана Мартынова в знаменитом фильме «Цирк». После выхода картины на экраны в 1936 году Сергей Столяров завоевал невероятную популярность, радоваться которой актеру не особо довелось.

На премьеру фильма он не пошел, поддержав двух коллег, имена которых не были указаны на афишах. Кроме того, 24-летний артист глубоко переживал гибель расстрелянных директора картины Дарского и своего друга, главного оператора «Цирка», Владимира Нильсона.

Репрессиям мог подвергнуться и сам Столяров. Он, воспевающий с экрана, что на свете нет другой страны, «где так вольно дышит человек», попал в список «неблагонадежных» за свой независимый нрав. Говорят, что в органах «галочку» напротив фамилии Столярова поставили после беседы с Александровым. Многие сходятся во мнении, что сотрудники НКВД не стали трогать Столярова только из-за народного обожания, ведь «чистую» для советского человека биографию можно было исправить легким росчерком пера. Так или иначе, следующие после «Цирка» 20 с лишним лет играть в кино советских героев ему не давали. В эти годы он снимался только в образах сказочных героев: в «Руслане и Людмиле», «Кащее Бессмертном», «Василисе Прекрасной», «Илье Муромце», «Садко».

Танк в обмен на хобби

Большим увлечением Сергея Столярова была охота. Как говорил его сын Кирилл Столяров (также известный советский и российский актер. — Прим. «РГ»), актер очень любил уходить в лес, на природу, в мир настоящей свободы. Иногда это помогало ему отстраниться от мира интриг и доносов. В годы Великой Отечественной охота помогла ему не только спасти от голода семью, но и заработать на танк для фронта.

Это было в Алма-Ате, куда Столярова с женой и сыном эвакуировали вместе с «Мосфильмом». У актера украли все продуктовые карточки. Тогда он взял ружье и отправился на охоту. Вернулся спустя сутки с большим горным бараном. Часть мяса съели сами, остальное — продали. За несколько килограммов актер выменял у Константина Симонова новую пьесу «Русские люди», которую потом поставил в местном театре. Все, что было получено от спектакля, Сергей Столяров отправил в Фонд обороны на танк, который затем и назвали «Русские люди».

Скромность и международная слава

Большую часть своей жизни Сергей Столяров с семьей прожил в коммунальной квартире, ни машины, ни дачи никогда не было. Да и одевался актер скромно, не любил «показухи». После выхода фильма «Садко» Столяров с делегацией поехал в Аргентину. На прием к президенту страны Хуану Перону артист пошел в вышитой русской рубахе и пиджаке песочного цвета, так как фрака у него попросту не было.

Кстати, именно после роли Садко к Столярову пришла мировая известность. В 1953 году фильм получил первую премию на фестивале в Венеции. Правда, самого актера на фестиваль не пустили по идеологическим соображениям. Спустя год, по версии французского издания «Синема», Сергей Столяров единственным из СССР был признан выдающимся актером мирового кино.

Не выполнил план

Ссылка на основную публикацию
Похожее