Пн-сб: 10:00—20:00; вс: 12:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vkontakte email

Людмила Касаткина: как актриса вытянула свой «счастливый билет» в жизни?

Людмила Касаткина: биография

Людмила Касаткина – знаменитая актриса, народная артистка СССР, прославившаяся сразу же после дебютной картины «Укротительница тигров», а также знаменитая по популярным советским фильмам «Вызываем огонь на себя», «Большая перемена»

и «Принцесса цирка».

image Актриса Людмила Касаткина

Людмила Касаткина родилась в деревеньке Новое Село Смоленской губернии, но вскоре родители будущей актрисы — Иван Алексеевич и Варвара Николаевна — переехали в столицу. В Москве Люда рано проявила танцевальные способности, благодаря чему попала на хореографическое отделение в престижную оперную студию имени Шацкого.

Творческую биографию Людмила Касаткина начала как балерина. В 11 лет девочка уже выходила на большую сцену, но из-за обидной травмы Касаткиной через 3 года пришлось расстаться с мечтой о профессиональном балете. Только после этого Людмила задумалась о том, чтобы переквалифицироваться в драматическую театральную актрису, а затем и в киноактрису.

Людмила Касаткина в молодости

После окончания школы Людмила поступила в ГИТИС, отлично проявила себя как драматическая актриса и была зачислена в труппу Центрального театра советской (позднее — российской) армии, где проработала до конца своей жизни. Наиболее знаменитые театральные роли актрисы пришлись на классику — «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».

В 21-ом веке Людмила Касаткина получила ученое звание профессора и преподавала в родном ГИТИСе актерское мастерство.

Творчество

Роли в театре

  • массовка — «Сталинградцы» Ю. Чепурина (1947, ввод в спектакль); Постановка: А.Д. Попов
  • Регулировщица — «Южный узел» А. Первенцева
  • Зоя — «Последние рубежи» Ю. Чепурина
  • Роберта Олден — «Закон Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру
  • Марья Антоновна — «Ревизор» Н. Гоголя, 1951
  • Валя — «Метелица» В. Пановой
  • Галя Друнина — «Летчики» Л. Аграновича и Семена Листова
  • Клава — «Любка-Любовь» Зори Дановской, 1959
  • Поля — «Совесть» Ю. Чепурина
  • Галя — «Весенний поток» Ю. Чепурина
  • Оксана — «Первый гром» М. Алигер
  • Эрна Бринкель — «Игра без правил» Л. Шейнина
  • Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира
  • Флорелла — «Учитель танцев» Лопе де Вега
  • Женька Шульженко — «Фабричная девчонка» А. Володина
  • Маринэ — «Стрекоза» М. Бараташвили
  • Люся — «До новых встреч» А. Гладкова
  • Нила Снижко — «Барабанщица» А. Салынского, 1962
  • Марфинька — «Обрыв» по И. Гончарову
  • Анечка — «Океан» А. Штейна
  • Люба — «Объяснение в ненависти» И. Штока
  • Судовая кухарка Мань — «Дикий капитан» Ю. Смуула
  • Надежда — «Надежда Милованова» В. Пановой
  • Киса — «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова
  • Комиссар — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
  • Татьяна — «Транзит» Л. Зорина
  • «Мамаша Кураж» Б. Брехта
  • Лейди Торренс — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, 1978
  • Судья — «Ковалева из провинции» И. Дворецкого
  • Елена Андреевна — «Дядя Ваня» А. Чехова
  • Савина — «Элегия» П. Павловского
  • Кручинина — «Без вины виноватые» А. Островского
  • Елизавета Тюдор — «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
  • Марго Чанинг — «Шарады Бродвея» М. Орр и Р. Дэнем («Все о Еве»)
  • Миссис Этель Сэвидж — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика
  • Мод — «Школа любви» по мотивам романа «Гарольд и Мод» К. Хиггинса

Фильмография

  1. 1954 — Укротительница тигров — Лена Воронцова
  2. 1956 — Медовый месяц — Люда Одинцова-Рыбальченко
  3. 1958 — По ту сторону — Варя
  4. 1959 — Три рассказа Чехова — Жена
  5. 1960 — Месть (к/м) — Полина Григорьевна
  6. 1960 — Хлеб и розы — Лиза Никитина, коммунарка
  7. 1961 — Укрощение строптивой — Катарина
  8. 1964 — Вызываем огонь на себя — Анна Морозова
  9. 1966 — Душечка — Ольга Семёновна Племянникова
  10. 1967 — Операция «Трест» — Мария Владиславовна Захарченко, террористка
  11. 1967 — Северо-западнее Берлина — Таня Куликова
  12. 1970 — Соло (к/м) — Изюмина
  13. 1972 — Большая перемена — Екатерина Семёновна, директор школы
  14. 1972 — Гроссмейстер — мать Сергея Хлебникова
  15. 1972 — Свеаборг — Вера Константиновна Емельянова
  16. 1974 — Помни имя своё — Зина Воробьёва
  17. 1975 — Под крышами Монмартра — мадам Марселина Арно
  18. 1977 — Диалог — Широкова
  19. 1977 — Элегия — Мария Гавриловна Савина
  20. 1982 — Мать Мария — Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева
  21. 1982 — Принцесса цирка — мадам Каролина
  22. 1985 — Дороги Анны Фирлинг — Анна Фирлинг по прозвищу «мамаша Кураж»
  23. 1988 — Радости земные — Наталья Лемехова
  24. 1990 — Шарады Бродвея — Марго Чаннинг
  25. 1992 — Маклер
  26. 1993 — Раскол — Александра Калмыкова
  27. 1998 — Судья в ловушке — миссис Скуизем
  28. 2001 — Яды, или Всемирная история отравлений — Евгения Ивановна Холодкова
  29. 2003 — Ищу невесту без приданого — Вера Петровна
  30. 2006 — Потерянные в раю — Мария Бов

Телеспектакли

  1. 1986 — Орфей спускается в ад — Леди Торренс

Озвучивание мультфильмов

  1. 1967 — Маугли. Ракша — пантера Багира
  2. 1968 — Маугли. Похищение — пантера Багира
  3. 1969 — Маугли. Последняя охота Акелы — пантера Багира
  4. 1970 — Маугли. Битва — пантера Багира
  5. 1971 — Маугли. Возвращение к людям — пантера Багира
  6. 1978 — Последняя невеста Змея Горыныча — служанка Змея Горыныча

Фильмы

Дебют Людмилы Касаткиной в кино случился в 1954 году, когда актриса уже стала известна в театральных кругах. В романтической комедии «Укротительница тигров» ей доверили играть главную героиню Лену Воронцову. Другой звездой картины стал уже завоевавший преданность зрителей Павел Кадочников.

Людмила Касаткина в фильме «Укротительница тигров»

Образ Людмилы Касаткиной в этой картине зрители и критики охарактеризовали как «пигалица», потом это прозвище подхватили и журналисты, но называли актрису уже «знаменитой пигалицей». Главную роль здесь сыграла внешность артистки. Рост Людмилы Касаткиной – только 159 см, вес соответствующий, фигура миниатюрная.

При съемках этой картины Касаткина не должна была взаимодействовать с животными, так как актрису подменяла дублерша – профессиональная артистка цирка Маргарита Назарова, снявшаяся впоследствии в «Полосатом рейсе». Но при монтаже стало ясно, что «картинка не идет», нужна хотя бы пара кадров главной актрисы вместе с хищниками. И Людмиле пришлось войти в клетку. Ходят слухи, будто Людмила настолько вошла в образ, что после завершения съемок дрессировщик Борис Эдер на полном серьезе предложил Касаткиной перейти в команду дрессировщиков и стать циркачкой.

Людмила Касаткина в фильме «Укрощение строптивой»

Вскоре актриса участвовала в съемках мелодрамы «Медовый месяц», военной драмы «По ту сторону» и других фильмов. Новый виток признания пришел после роли Катарины в экранизации шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Фильм стал первой совместной работой Людмилы Касаткиной и режиссера Сергея Колосова.

Через три года появилась следующая картина дуэта — первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя». Этот фильм стал доказательством того, как культура и кинематограф влияют на жизни отдельных людей. Примечательно, что героиня Людмилы, реально существовавшая партизанка Анна Морозова, после выхода фильма на экраны была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

В течение 60-70-х годов Людмила Касаткина снималась много и всегда в очень разных ролях. Можно сказать, что актриса создавала каждый раз противоположные образы. Единственное, что объединяло этих женщин – лидерство в коллективе и внутренняя честь. В 80-е годы актриса поучаствовала только в 4-х картинах, а две из них, мюзикл «Принцесса цирка» и социальная драма «Дороги Анны Фирлинг», попали в золотой фонд классики советского кино.

Людмила Касаткина в фильме «Принцесса цирка»

Почти до самого конца жизни актриса оставалась преданна собственной профессии. В последнее десятилетие она снималась в комедиях «Яды, или Всемирная история отравлений», «Потерянные в раю» и «Ищу невесту без приданого». Причем это были не эпизоды или малозначительные персонажи, а именно главные роли.

Вероятно, чарующий томный голос Людмилы Касаткиной хорошо знаком даже детям, которые с удовольствием смотрят старый советский мультик «Маугли

», где актриса гениально озвучила пантеру Багиру. Актриса озвучила эту роль в пяти мультфильмах серии.

Томный «мурлыкающий» голос актрисы показался режиссерам настолько подходящим образу пантеры, что советские мультфильмы пошли против литературного оригинала. У Киплинга пантера Багира – самец, доблестный воин, друг и старший наставник Маугли. Об этом говорит и имя персонажа, в Индии Багира – только мужское имя.

Людмила Касаткина

Кроме того, актриса озвучила роль Падчерицы в мультфильме «Двенадцать месяцев» и роль служанки Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча».

Людмила Касаткина также с радостью делилась собственными знаниями и актерскими премудростями. В 1979 году вместе с мужем актриса создала на актерском факультете ГИТИСа творческую мастерскую, которая просуществовала 12 лет. Эта мастерская подарила профессиональной сцене десятки молодых интересных актеров, таланты которых заметила и развила Людмила Касаткина.

Судьба на двоих. Людмила Касаткина и Сергей Колосов

Подумайте — 62 года семейного счастья! Рука об руку… И уходили в мир иной они тоже почти вместе. Она пришла к нему на похороны — красивая, как истинная кинозвезда. Из больничной палаты, но со свежим маникюром и макияжем, как всегда, с прямой спиной и на каблуках. И ушла вслед за ним через 11 дней, не выдержав расставания…

…Их история началась с розыгрыша. Студенты Людмила Касаткина и Сергей Колосов познакомились во дворе ГИТИСа в день ее рождения в 1943 году. То, что это и есть подарок судьбы, Людмила сразу не поняла.

Более того, эта улыбчивая и веселая барышня тут же по актерской своей природе разыграла эффектного старшего лейтенанта Колосова, вернувшегося с фронта по ходатайству профессора ГИТИСа Михаила Тарханова для продолжения учебы на режиссера. Дело было так. Сергей Колосов, узнав о ее дне рождения, решил действовать немедленно.

Спросил разрешения принести ей домой цветы. Тем же вечером, изрядно пропетляв по арбатским переулкам, лейтенант с букетом пионов по придуманному ею адресу нашел-таки Людмилу, но не Касаткину… И вместо того чтобы обидеться на лукавую, но неотразимую блондинку, ранним утром следующего дня Колосов с пионами стоял у входа в ГИТИС. После этого они шли к своей свадьбе еще 4 года. Но уже было ясно, что после той майской встречи они не могут обходиться друг без друга.

АРОМАТ МУСКАТА

…В конце мая 1946 года Сергей Колосов вовлек Людмилу Касаткину в состав студенческой бригады артистов, направленной для выступлений перед строителями, восстанавливающими Севастополь после войны. Таким образом он укрепил знакомство — с помощью красот Черноморского побережья.

На всю жизнь Людмила Касаткина запомнила вкус веточки муската, купленной Сергеем на южном рынке на последние деньги. Тогда же, в 1946 году, Сергей Николаевич подарил Людмиле Ивановне первый серьезный подарок — книгу стихов Ильи Сельвинского с пророческой надписью: «Побываем и в Париже». За свою прекрасную жизнь они побывали в Париже, Каннах, Монте-Карло, Варшаве и много где еще, представляя созданные ими шедевры мирового кинематографа.

В марте 1954 года Людмила Касаткина получила свое первое предложение на кинопробы по сценарию с рабочим названием «Пять леопардов» от киностудии «Ленфильм». Для образа героини — укротительницы Лены Воронцовой — требовалось «цирковое лицо». Сергей Николаевич настоял на ее поездке в Ленинград. Людмила Ивановна вспоминала, что на пробах фильма, который станет потом известен как «Укротительница тигров», «наглядевшись на свое лицо, я пришла от него в полное расстройство». На следующий день в Москве Касаткина поделилась с мамой: — Мамочка, что мне делать с моим лицом? — Донашивать, — философски ответила мама.

Укротительница Воронцова стала поворотной ролью, принесшей успех, любовь зрителей и в то же время профессиональным и личностным испытанием для Касаткиной. На съемки она ездила из Москвы в Ленинград в течение полугода, и для достоверности образа ей пришлось реально войти в клетку к тигру. Фильм вышел на экраны в 1955 году.

По всей Москве на громадных афишах были свирепая морда тигра, обаятельнейшее лицо суперпопулярного актера Павла Кадочникова и ростовой портрет Людмилы Касаткиной с хлыстом.

Билеты достать было невозможно даже самим актерам, хотя фильм крутили во всех московских кинотеатрах с утра до ночи… По воспоминаниям известного советского кинорежиссера Михаила Ромма и драматурга Георгия Колтунова о торжестве по случаю премьеры фильма, когда Людмила Касаткина в легком розово-сиреневом платье, будто «юная принцесса, сияя русской красотой», появилась в зале, многие из присутствовавших деятелей культуры сказали: «Мы являемся свидетелями рождения новой звезды». «Вечерняя Москва» в те дни писала о роли Касаткиной: «Это первоклассная актерская работа». Людмила Касаткина с 1947 года была ярчайшей театральной актрисой, поступившей по совету мужа в Центральный театр Советской Армии и служившей в нем всю творческую жизнь.

В этом театре за 50 лет Людмила Ивановна сыграла 60 ролей. В 50-е годы в числе самых лучших спектаклей был «Укрощение строптивой», по которому Колосов, написав сценарий, в 1961 году снял первый в стране телевизионный фильм. За роль Катарины Касаткина, будучи с 1956 года заслуженной актрисой РСФСР, получила первый Международный приз на Международном кинофестивале в Монте-Карло. В совместной фильмографии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова 12 киношедевров, вошедших в золотой фонд нашего кино. В их числе и первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя », «Оптимистическая трагедия», «Операция « Трест», «Мать Мария», «Душечка», а также переворачивающий души зрителей фильм «Помни имя свое» — по сути антифашистский манифест. Но главный успех, по ее убеждению, это роль хранительницы семейного очага — жены и матери.

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ

Безусловно, можно сказать, что этой паре сопутствовало везение. Есть у каждого крепкого союза и свои секреты семейного лада. Об этом мы расспросили Алексея Колосова, сына Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, и его жену Светлану. Вот что рассказывает Алексей Колосов, известный джазовый гитарист, композитор и журналист:

— Маме нравились слова русского философа Василия Розанова: «Семья — это более аристократичная форма жизни». Сама она говорила, что благополучная семья — один из немногих островков надежды в наши дни. И еще: «Если у вас есть семья, то в вашей власти сделать ее счастливой…» — Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит от женщины, — добавляет Светлана. — А мужу нужно уступать, даже если он не прав.

А еще в основе семьи лежит взаимное уважение, интерес к делам мужа, к его мнению и забота о нем. И выглядеть всегда необходимо на сто процентов — прямая спина, легкая походка и заряд энергии. А сохраняют семью доброта и человечность.

— Многие помнят и любят образы Катарины и чеховской Душечки, созданные Касаткиной. Что значили эти роли для самой актрисы и для семьи, по вашим ощущениям?

Мама не считала Душечку глупой и легковесной. По ее мнению, этот образ — ключ от женского счастья, — вспоминает Алексей. — Мои родители были очень разными. Мама — эмоциональная, иногда вспыльчивая и скоро отходчивая, отец — олицетворение спокойствия и уверенности. Мама говорила, что она всю жизнь укрощала саму себя. Она умела в спорных ситуациях сразу просить прощения и раскаиваться. Отец часто повторял, что на такую жену невозможно рассердиться. Мама была ослепительно жизнерадостной. Между родителями чувствовалась духовная связь. Они шли по жизни держась за руки.

— Как им удавалось преодолевать издержки внимания к себе при такой популярности?

В их соавторской книге «Судьба на двоих» описаны несколько ситуаций, испытывающих прочность их отношений, — рассуждает Светлана. — В Людмилу Ивановну все влюблялись. И даже Павел Кадочников признавался ей в своей симпатии. Жерар Филипп (Фанфан-тюльпан) на банкете в Каннах не отходил от Касаткиной… Но она твердила: «Я даже не могу представить, что своего Сереженьку променяю на кого-то». И Колосов вторил: «Ты для меня одна». «Вот такие мы смешные, старомодные», — признавались они всему свету.

— А как они воспитывали?

— Они никогда не играли звезд. Есть актеры двух категорий: те, кто и вне сцены играют, и те, кто вне сцены остаются живыми людьми. В нашем доме я постоянно видел хороших людей, репетиции с участием Александра Кузнецова и Андрея Миронова, Бориса Галкина, Ролана Быкова, Людмилы Ивановой… Родители дружили с Бэлзой, драматургом Зориным, писателем Казаковым, композитором Саульским, с Янушем Пшимановским, сценарий которого стал основой сериала «Четыре танкиста и собака».

Так что меня развивали, но не «за уши». Брали с собой на просмотры и на съемки. В их ближнем круге не было зависти или конкуренции, а были доброжелательность и великодушие. Лучшими уроками для меня стали сами их отношения. Этого было достаточно.

ДОСЬЕ

Людмила Касаткина (1925–2012) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Сергей Колосов (1921–2012) — кинорежиссер, сценарист, педагог. Оба — народные артисты СССР, лауреаты Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых и Премии Ленинского комсомола. Алексей Колосов — их сын, гитарист, руководитель коллектива Big Sky. Ведущий авторской программы на «Радио России» («Когда не хватает джаза»), автор музыки к пяти фильмам, организатор фестиваля Moscow Jazz Open и других международных проектов.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ ЛЮДМИЛЫ КАСАТКИНОЙ И СЕРГЕЯ КОЛОСОВА

«Укрощение строптивой» (1961)

Ее Катарина блестяща. Вслед за спектаклем 1961 года на экраны вышел телевизионный фильм «Укрощение строптивой», сценаристом был Сергей Колосов

«Вызываем огонь на себя» (1964)

Сюжет четырехсерийной картины основан на реальных событиях. Анна Морозова Касаткиной — героическая красавица с трагической судьбой

«Душечка» (1966)

Драматическая история по одноименному произведению Чехова считается одной из вершин актерского мастерства Людмилы Касаткиной

«Помни имя свое» (1974)

Во время войны советская женщина Зинаида (Касаткина), попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Спустя годы она узнает его по телевизору…

«Мать Мария» (1982)

Фильм о яркой и трагической судьбе русской поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, эмигрировавшей во Францию и ставшей там монахиней

ЧТОБЫ БЫЛО КАК В ЖИЗНИ

Самым известным и «легким» фильмом Людмилы Касаткиной можно считать «Укротительницу тигров», за который актриса получила в Монте-Карло приз «Золотая нимфа»за лучшую женскую роль.

Ну а одним из самых тяжелых фильмов для нее стала, безусловно, лента «Помни имя свое». Застав войну подростком, актриса запомнила отступление армии, свист падающих бомб, а еще — обезумевшую от горя женщину, потерявшую двух детей. Перед съемками актерам разрешили пожить в музее Освенцима. Вживаясь в роль, Касаткина морила себя голодом, уверяя всех, что ест. В результате потери 12 килограммов она от истощения падала в обморок…

МЕМУАРЫ ДВУМЯ ПЕРЬЯМИ

В 2005 году, незадолго до того, как удивительной пары — Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова — не стало, в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они писали ее вместе — вспоминая, размышляя, анализируя. В книге много личностных, за душу берущих моментов, но кроме того, она читается не как чистая мемуаристика, а как глубокая публицистическая литература высокого уровня.

ПАНТЕРА БАГИРА И НЕ ТОЛЬКО ОНА

Любители мультфильмов хорошо знают ленту «Маугли», одна из героинь которой — изумительная Багира — говорит удивительным, преисполненным гордости и благородства голосом. Не все знают, что озвучивала Багиру Людмила Касаткина. Впервые она заговорила голосом Багиры в 1967 году и приняла участие в озвучании пяти мультфильмов по знаменитой книге Редьярда Киплинга. Кроме того, актриса озвучила мультфильм «Последняя невеста Змея Горыныча».

ЦИФРА

30 фильмов составляют фильмографию актрисы Людмилы Касаткиной. И все они — золотой фонд нашего кино.

Личная жизнь

Со своим супругом, режиссером Сергеем Колосовым, актриса познакомилась в театре Советской армии. У них сложился не только крепкий семейный союз, о котором, в отличие от многих коллег, никогда не ходило никаких слухов и пересудов, но и замечательный творческий дуэт. Об этой паре говорили с восхищением, называя их совместную биографию историей любви длиною в жизнь.

Колосов и Касаткина вместе создали 12 киношедевров, и нельзя сказать, кто же из супругов дал кинематографу больше – он или она. Правильно говорить именно о совместном плодотворном творчестве.

Людмила Касаткина и Сергей Колосов

В браке у Людмилы и Сергея родился сын Алексей. Кино его не заинтересовало, но творческий потенциал в Колосове-младшем тоже дал о себе знать. Алексей является джазменом и руководителем собственного джаз-бэнда «Аура». Кроме того, как композитор он написал музыку для нескольких фильмов отца и длительное время вел цикл передач о джазе на «Русском радио».

Кстати, свою первую дочь Алексей назвал в честь ее бабушки – Людмилой. В 2001 году у Алексея родилась вторая дочь, которую назвали Анной.

Отрывок, характеризующий Касаткина, Людмила Ивановна

– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать. Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться. – Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис. – Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c’est terrible, les devoirs d’un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…] Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией. Князь Василий обернулся к ней. – Ну, что он? – Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую. – Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d’arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза. Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя. – Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю. – Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него. Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу. Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха. – Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?] – Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо. – Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь. – Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий. – Могу я видеть графа? – повторил Пьер. – Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием. Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал: – Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите. Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним. На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему: – Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c’est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть. С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате. В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками. – L’Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся. – Вы меня помните? – спокойно, с приятной улыбкой сказал Борис. – Я с матушкой приехал к графу, но он, кажется, не совсем здоров. – Да, кажется, нездоров. Его всё тревожат, – отвечал Пьер, стараясь вспомнить, кто этот молодой человек. Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза. – Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать, – сказал он после довольно долгого и неловкого для Пьера молчания. – А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно. – Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. – Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал! Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал. – Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа. Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру. – Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю… – Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор. – А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача. «Так и есть», подумал Пьер. – А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него. Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады. – Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю… Но Борис опять перебил его: – Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым? И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен. – Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать? – И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь. Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия. Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке. Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним. Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах. – Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.] – Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее. – Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает. – Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын. – Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит… – Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам? – Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны! – Ну, это еще недостаточная причина, маменька. – Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать. Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила. – Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место. Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы». – Виновата с, – сказала горничная.

Смерть

Последнее время Людмила Касаткина страдала от болезни Альцгеймера, полгода жила в больнице, где ей оказывали специальный уход. Но смерть любимого супруга подкосила легендарную актрису, и Касаткина пережила Колосова всего на 11 дней, скончавшись 22 февраля 2012 года

на 87-м году жизни. Причиной смерти актрисы была названа длительная болезнь.

Могила Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова

Поклонники простились с любимой актрисой и народной артисткой СССР 28 февраля в Центральном театре Российской Армии в Москве.

Похоронили Людмилу Ивановну с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа. При этом похороны артистки прошли с воинскими почестями.

Литература

  • Чеботаревская Т. А. Людмила Касаткина: Театр, кино, телевидение. — М.: Искусство, 1972. — 120, [32] с. — (Мастера советского кино).
  • Вишневская И. Л. «Дар оптимизма» [: Людмила Касаткина] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост.: Л. И. Касьянова . — М.: Искусство, 1988. — С. 233—245.
  • Касаткина Л., Колосов С. «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах» — М.:Молодая гвардия,2005. — С.368.

Ссылка на основную публикацию
Похожее